Общая характеристика направления подготовки


Направление подготовки - 540200 «Социальная работа»

     В Кыргызской Республике по направлению подготовки 540200 Социальная работа реализуются следующие общие образовательные программы:
- ООП ВПО по подготовке бакалавров;
- ООП ВПО по подготовке магистров.
     Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке бакалавров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени «бакалавр».
     Выпускникам вузов, полностью освоившим ООП ВПО по подготовке магистров и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию в установленном порядке, выдается диплом о высшем образовании с присвоением академической степени «магистр».

     Нормативный срок освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по направлению 540200 Социальная работа на базе среднего общего или среднего профессионального образования при очной форме обучения составляет не менее 4 лет.
     Сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий, увеличиваются вузом на один год относительно установленного нормативного срока освоения при очной форме обучения.
     Иные нормативные сроки освоения ООП ВПО подготовки бакалавров и магистров устанавливаются Правительством Кыргызской Республики.

     Общая трудоемкость освоения ООП ВПО подготовки бакалавров равна не менее 240 зачетных единиц (кредитов).
Трудоемкость ООП ВПО по очной форме обучения за учебный год равна не менее 60 зачетных единиц (кредитов).
Трудоемкость одного учебного семестра равна 30 зачетным единицам (кредитам) (при двухсеместровом построении учебного процесса).
Одна зачетная единица (кредит) равна 36 часам учебной работы студента (включая его аудиторную, самостоятельную работу и все виды аттестации).
Трудоемкость ООП по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения и использования дистанционных образовательных технологий обучения за учебный год составляет не менее 45 зачетных единиц (кредитов).

     Цели ООП ВПО по направлению подготовки 540200 Социальная работа с академической степенью бакалавр в области обучения и воспитания личности.

      В области обучения целью ООП ВПО является:

«Подготовка в области основ гуманитарных, естественнонаучных, информационных, социальных и социально-психологических знаний, получение высшего профилированного (на уровне бакалавра), углубленного профессионального (на уровне магистра) образования, позволяющего выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать универсальными и предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда». 

     В области воспитания личности целью ООП ВПО по направлению подготовки 540200 Социальная работа с академической степенью бакалавр является:
«Развитие профессионально-личностных качеств специалиста, формирование нравственно-гуманистических принципов деятельности, социализация личности, воспитания и самовоспитания специалиста, способного управлять и организовывать свой труд».
     Цель (миссия) ООП бакалавриата: подготовить бакалавра к профессиональной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
     ООП бакалавриата имеет своей целью развитие у студентов:
  • целеустремленности и организованности в выполнении своей миссии;
  • трудолюбия, ответственности и гражданственности в реализации возложенных задач;
  • самостоятельности в культуре мышления, обобщения, анализа и восприятия информации;
  • коммуникативности и толерантности в восприятии окружающей среды;
  • способности принимать самостоятельные решения;
  • возможности использования новых технологий для достижения, поставленных целей, основ научной деятельности.
Область профессиональной деятельности выпускников
Область профессиональной деятельности включает:
- система социальной защиты;
- государственная служба занятости;
- государственная служба медико-социальной экспертизы;
- миграционная служба;
- МЧС;
- пенитенциарная система;
- предприятия, фирмы (государственные, частные, общественные, а также промышленные и сельскохозяйственные;
- ритуальная служба;
- силовые структуры, армия;
- система здравоохранения;
- система культуры;
- система образования;
- система пенсионного обеспечения;
- система социального обслуживания;
- система социального страхования.
3.6. Объекты профессиональной деятельности выпускников
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- отдельные лица, семьи, группы населения и общности, нуждающиеся в социальной поддержке, помощи, защите и социальном обслуживании;
- коллективы учреждений социальной сферы;
- общественные организации (фонды, ассоциации, объединения);
- специалисты и подразделения учреждений, организаций, органов управления социальной защиты населения, социального обслуживания, социального страхования, пенсионного обеспечения, здравоохранения, образования, культуры;
- социально-ориентированный бизнес.

Виды профессиональной деятельности выпускников:
  • социально-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • исследовательская;
  • социально-проектная.
  • Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с заинтересованными участниками образовательного процесса.

Задачи профессиональной деятельности бакалавра:

а) социально-технологическая:
  • разработка и эффективное применение социальных технологий, учитывающих особенности современного сочетания глобального, национального и регионального уровня, специфику социокультурного развития общества;
  • целенаправленная и эффективная разработка и реализация моделей современных социально-психологических технологий социальной работы в области социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения;
  • обеспечение высокой социальной культуры технологий социальной защиты, социального обслуживания и социальной поддержки населения, благополучия граждан;
  • личное участие в посреднической, социально-профилактической и консультационной деятельности, организация бесконфликтного делового общения с сотрудниками и подопечными (клиентами) по проблемам социальной адаптации, абилитации и реабилитации;
  • самостоятельное (на уровне технологического процесса) и творческое осуществление, поиск оптимального способа оказания социальной помощи и услуг отдельным лицам, социальным группам;
  • личностно ответственное участие в создании социально благоприятной среды инновационной деятельности организаций, учреждений, коллективов и служб социальной защиты населения;
  • содействию интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению;
  • профессионально и граждански мотивированное участие в решении проблем клиентов путем привлечения соответствующих специалистов и мобилизации собственных сил и ресурсов человека;
  • предупреждение личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания»;
  • педагогическая деятельность (обучение и воспитание) в образовательных
  • учреждениях общего, начального профессионального,   среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, в коллективах социальной защиты населения.
  б)          организационно-управленческая:
  • определение, конкретизация и осуществление построения иерархии задач деятельности отдельных социальных работников и их групп;
  • самостоятельное осуществление координации деятельности по выявлению лиц, нуждающихся в социальной защите;
  • стимулирование мотивации профессионального развития, творческое участие в организационно-административной работе в подразделениях учреждений и служб социальной защиты населения;
  • разработка предложений по повышению эффективности системы контроля деятельности и мотивации труда специалистов учреждений социальной защиты населения;
  • содействие координации деятельности различных специалистов в решении задач социальной защиты населения и при работе в конкретных случаях;
  • организация делового общения, приносящего максимальную пользу социальной защите населения;
  • принятие ответственности за результат действий в рамках своих функциональных обязанностей;
  • понимание, осознание, критическая оценка принципов и механизмов деятельности в рамках избранного профиля, конкретного случая;
  • принятие ответственности за результат действий сотрудников на конкретном участке деятельности и принятие решений в нестандартной ситуации;
  • обеспечение высокой социальной культуры управленческой деятельности работников учреждений социальной защиты, кадров, содействующих социальному благополучию граждан;
  • учет в процессе осуществления организационно-управленческой деятельности особенностей национально-культурного и половозрастного развития граждан, их социального положения.
в) исследовательская:
  • изучение особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп;
  • анализ специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп;
  • анализ, структурирование, оценка социальной информации с разных точек зрения, выделение в ней главного;
  • диагностика, прогнозирование, проектирование и моделирование социальных процессов и явлений в системе социальной защиты населения;
  • соучастие (партнерство) в деятельности научных коллективов, проводящих исследования по различным направлениям социальной работы;
  • самостоятельное определение научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы и составление практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;
  • выявление разных способов решения задач;
  • осуществление поиска путей повышения эффективности социальной работы в целом, социальной защиты населения в частности;
  • представление (презентация) результатов исследований в формах отчетов, рефератов, публикаций в доступном для других виде;
  • систематическое использование результатов научных исследований в обеспечении эффективности деятельности социальных работников, профессиональной поддержки благополучия различных слоев населения.
  г) социально-проектная:
  • обеспечение высокой социальной культуры своего участия в социоинженерной и социально-проектной деятельности учреждений, участвующих в решении проблем социальной защиты, благополучия населения;
  • учет специфики особенностей национально-культурного пространства и характера жизнедеятельности различных этнонациональных и половозрастных, а также социально-классовых групп как объектов социально-проектной деятельности учреждений социальной сферы, обеспечивающих благополучие граждан;
  • участие в разработке социальных проектов в рамках мероприятий государственной и корпоративной социальной политики;
  • участие в пилотных проектах по созданию экспериментальных площадок в системе социальной работы;
  • участие в разработке комплексных и индивидуальных социальных проектов для привлечения дополнительных финансовых средств (фандрайзинг);
  • участие в работе по решению проблемы в конкретном случае трудной жизненной ситуации.